Налычево: вулканы, медведи и Навигатор.
"Это странное место Камчатка"

На Камчатку я хотела давно, но все как-то не получалось собраться, а тут, что называется звезды сошлись — «Аэрофлот» выкинул на продажу билеты на разные даты на июль месяц (что мне, как человеку подневольному в плане дат отпуска, было принципиально) за полцены. Вообще, я планировала этим летом побродить по Альпам «дикарем», потому пару недель честно наблюдала за тем, как постепенно разбирают дешевые камчатские билеты, а потом нервы не выдержали — внезапно мне нашлась компания и одним днем мы забронировали перелет и трек, подходящий под даты. Очередное спонтанное решение об отпуске — и я лечу на другой край страны.

Собственно, что нам предстояло — чуть больше недели бродить по национальному парку «Налычево» и пугать медведей (о первом пункте мы знали заранее, о втором только догадывались).

С погодой повезло, как мы узнали потом: на следующий день после возвращения домой на Петропавловск-Камчатский пришел тихоокеанский циклон со всеми прелестями. А так, по ощущениям на месте: весна на Камчатке в этом году выдалась поздняя, снег еще стаял не везде, и воды в долинах было немало (ботинки я за поход просушила полностью раза два-три). Периодически нас поливало дождем, но без откровенного шторма, были ясные дни и даже жаркие. В общем, все было прекрасно, кроме «человеческого фактора», никак не связанного с нашей группой, но несколько изменившего наши планы и маршрут: руководство парка, не сняло на зиму мосты, которые во время весеннего ледохода были снесены от слова «совсем». Про мосты чуть дальше. Заканчивая мысль про погоду — в дождливые дни фотоаппарат я практически не доставала, зеркалка у меня старенькая и нежная, потому отображен далеко не каждый день. Ну, погнали…

Стартовали мы с Пиначевского кордона в дождь, и после ходового дня по кустам и траве (что я ласково зову «родными пейзажами Ленинградской области»), к вечеру вышли на кордон Семеновский. Из важных моментов этого дня, следует отметить только то, что за нашей группой увязалась собачка, к которой мы сперва отнеслись с недоверием, и которая стала нашим верным спутником на все последующие дни похода. Собачка местная, как позже нам сказали на Центральном кордоне, даже имеет хозяина, но мы его не видели, и заранее об этом не знали, потому пришлось новому члену группы давать имя, нарекли его гордо — Навигатором (через пару дней он вполне понял, что это его новое имя и охотно отзывался).

А на фото — постройки Семеновского кордона, незадолго до заката.

Налычево: вулканы, медведи и Навигатор.

Следующее утро было туманное.

Вот и Навигатор, собственной персоной, только что погонявший в кустах медведей (лаем, издалека).

Идем в сторону Пиначевского перевала.

Начинаем плавный подъем.

Во время привала, пес не терял время даром.

Дальше был подъем по снежнику.

Налычево: вулканы, медведи и Навигатор.

И с самого перевала открывается вид на долину и обрамляющие ее вулканы. В небе — лентикулярное облако, довольно редкое природное явление.

А дальше, просто много фотографий с перевала:

Когда у тебя густая шерсть, лучшее спасение от жары — поспать на снегу)

Начинаем спуск в долину.

Центральный кордон. Мы бодро побросали рюкзаки и убежали купаться на горячих источниках, ласково именуемых «лужами».

Вот примерно так эти самые источники и выглядят, все цивилизовано и «для людей». Особенно для тех, кого забрасывают сюда вертолетами, но нам тоже грех жаловаться на удобные переодевалки и скамейки =)

Поля ирисов.

«Река» с горячей водой, вытекающая из «грифона Иванова».

Собственно и сам грифон — термальный источник искусственного происхождения, названный в честь гидрогеолога В. В. Иванова. Глубина порядка 200 м, температура выше +75°C и высокая концентрация доброй половины таблицы Менделеева, относит достопримечательность к разряду «настоятельно рекомендуется НЕ ТРОГАТЬ руками».

И еще одна достопримечательность кордона Центральный — травертиновый щит «Котел» с многочисленными кустиками гвоздики ползучей.

Цветочные «часы».

Гвоздика немного поближе.

В связи с непонятной обстановкой на переправах через реки и невероятно крутой погодой, мы несколько задержались на центральном кордоне и выдвинулись только на следующий день в сторону кордона Таловского, от которого мы должны были выйти на восхождение на вулкан Дзензур.

Там мы дорвались до еще одних источников типа «горячая ванна»… Поставили лагерь, и должны были выходить утром, но погода выразила свое мнение по поводу наших планов — полил хороший дождь и, что самое неприятное, на горы опустился густой туман. Если дождь делал подъем просто некомфортным, то туман потенциально лишал результата — зайти на вершину и увидеть большое белое ничего. Так что было решено поворачивать назад, без восхождения.

Снова ненадолго вернулись на центральный кордон, где устроили обед и решили пытаться идти в сторону Авачинского перевала, в направлении которого в этом году удавалось пройти не каждой группе. Все дело в мостах, которых нет, и уровне воды в реках, от которого зависела возможность перехода в брод.

После обеда мы выдвинулись в путь, и в первый раз повстречали медведя. Ранее видели только следы их пребывания. Медведь пасся недалеко от кордона, я не выдержала и расчехлила фотоаппарат (благо, медведь на расстоянии покрываемом «дальнобойностью» моего телескопического объектива, но совершенно не заинтересован в глупых туристах).

Немного подальше нас ждала потенциально менее приятная встреча — медведица и медвежата. Пришлось устраивать большое шумо-крикопредставление, чтобы прогнать их с нашего пути. Некоторое время животные смотрели на весь этот цирк, но все-таки решили убраться подальше, так мы и разошлись.

Первую реку в брод мы пересекли вполне благополучно. Целью оставшегося дня было пройти как можно большее расстояние, и даже попытаться перебраться через следующую реку, но до нее мы так и не дошли.

Солнце практически село, и было решено ставить лагерь. А дальше все пошло «не так». Мой неудачный вечер начался с того, что пришлось в темноте подшивать палатку, которую иначе невозможно было поставить. А неудачное утро закончилось тем, что к концу завтрака прямо в лагерь вышел медведь. Мы его прогнали, но «осадочек остался». Продолжилось все тем, что утренний дождь превратился в неплохой дневной ливень. Когда мы вышли к реке, стало понятно, что у нас проблемы. Инструктор на страховке перешел на другой берег, вернулся и дал команду на разворот, учитывая отсутствие достаточного количества веревки для навесной переправы, и постоянное прибывание уровня воды при усиливающемся ливне — у нашей группы шансов не было.

Итак, вместо перевала Авачинский нас ждал снова Пиначевский, но до него еще надо было дойти.

Вот тут и выпадает день плохой погоды для фото. Мы относительно бодрым темпом пошли назад. Было мокро, рюкзак у меня к вечеру стал весить 24,5 кг (минимум 3 из которых была дождевая вода). На следующей ночевке нас посетил еще один медведь, уже ночью, когда мы пытались немного отогреться у костра. Пришлось «держать оборону», снова спугнули, всю еду унесли от лагеря и повесили на дерево (впрочем, как и в другие дни, но тут ходили всей толпой). Навигатор, как умный пес, видимо из-за дождя прозевавший приближение медведя, не стал его дразнить, а только посильно подключался к нашему шуму своим воем (вдалеке он пугал медведей, а чуть позднее мы даже видели как, но это он не мог сделать рядом с людьми).

На следующее утро мы снова и вышли на Пиначевский перевал, снег уже существенно подтаял.

Навигатор на наших глазах спугнул еще медведицу с медвежатами, которая как раз спускалась с перевала нам навстречу (метрах в 400 выше по склону). Она увидела нас и со своими отпрысками удалилась в сторону.

На фото наш защитник отдыхает уже наверху.

Снова вид на долину из которой мы только что поднялись.

Нашествие местной фауны на тот день не закончилось. Пока мы отдыхали после подъема, к нам выбежал евражка — местный наглый, но очень симпатичный суслик.

На спуске с перевала на нас обрушился ливень, потом пошел снег, потом еще немного ливня… Снежник под ногами противно проскальзывал, в общем, опыт перехода был интересный =)

Дальше уже без особых приключений, мы вновь оказались на Семеновском кордоне. Там помимо нас уже были другие группы (вначале мы шли одними из первых, и людей встречали не так часто). Так что ночевка была спокойной.

И в последний ходовой день мы вернулись в место с которого стартовали, по пути передав Навигатора одной из встречных групп.

После, удалось договориться насчет машины, которая нас согласилась отвезти к Авачинскому перевалу, чтобы хоть немного на него посмотреть, все-таки одна из главных достопримечательностей Камчатки.

Фото из машины.

На сам перевал проехать не удалось из-за рыхлого снега на дороге, выход был один — бросать машину и топать километра четыре на своих двоих (я по закону подлости еще капитально упаковала ботинки, пришлось идти по снегу в летних кроссовках, благо сцепление у них хорошее, но опять было мокро и холодно).

И на этом перевале нас поджидали евражки.

Много их там.

И они хищно выклянчивают еду у туристов.

Авачинский и Корякский вулканы, между которыми перевал и располагается были в облаках, но, к счастью, не слишком плотных.

Еще капелька местной флоры.

На этом пешая часть маршрута была закончена, дальше нас на той же машине отвезли к океану, но об этом в следующей части.

От заката до рассвета.
Следующая часть:

"Это странное место Камчатка" (2 из 2)
к медведям лучше не приближаться. мало ли что у них на уме. а показывать свою неприязнь они не привыкли - атакуют сразу.
20 августа 2017 в 08:55

Мишка Квакин
Александр, очень опасный и резкий зверь. и бегает стометровку за 7 секунд... от такого не убежишь.
20 августа 2017 в 12:47

Мария Васильева
Прекрасный пёс Навигатор! Вот с такими можно и по Камчатке путешествовать, не боясь, что медведь подкрадётся незаметно, а косолапых там очень, очень, очень много.
08 июня 2022 в 11:09

Дарья Хуснуллина
Без хорошего пса в лесу может быть очень опасно. Серьёзные таёжники всегда всюду ходят с хорошо подготовленной лайкой, например.
10 июня 2022 в 10:22

Григорий Александров
Славный пёс! И в дороге поможет, и медведей отгонит, и настроение поднимет!
20 февраля 2023 в 10:40

Валентина Новикова
С такими собачками можно в любое путешествие ходить. Понятно, с поддержкой огнестрельным оружием.
20 февраля 2023 в 21:13

Ульяна Третьякова
В местах, где возможна встреча с медведем, надо не только собачку в отряд брать, но и оружие огнестрельное. Или свето-шумовую гранату. Чтоб хотя бы отпугнуть зверя.
23 февраля 2023 в 21:55

Василий Краморов
Это же Навигатор, он одним своим лаем любого медведя прогонит!
25 апреля 2023 в 03:29

пёс матёрый, знает основной принцип: солдат спит, а служба идёт..
20 августа 2017 в 08:55

Мишка Квакин
Александр, пёсик службу понял!
20 августа 2017 в 12:47

Мариана Пыльнова
Понятно же, что ночами у собачки самая работа начинается. Поэтому днём нужно высыпаться, чтоб в полночь или перед рассветом не застал врасплох злобный медведь..
10 июня 2022 в 15:47

Михаил Квакин
Да, в таких суровых местах собаки должны быть постоянно настороже. А то могут съесть легко всех медведи..
07 октября 2022 в 09:54

Ульяна Третьякова
Пёсик - настоящий путешественник и знает, как важно быть всегда выспавшимся и готовым к любым неожиданностям.
22 февраля 2023 в 21:29

Василий Краморов
А на мягком так и вообще замечательно спится пёсику!
26 января 2024 в 17:39

Вася Киса
20 августа 2017 в 22:54

Алексей Новиков
Знакомые места. Мы рядом с этим домиком водку пили после перелета на вертолете.
04 сентября 2017 в 09:50

Алсу Галиева
Так оно и понятно, мало какие другие напитки на природе могут так же настроение улучшать, как наша любимая и самая вкусная в мире водка!
07 июня 2022 в 17:09

Наталья Колесник
Вроде бы и травка зеленеет, и солнышко блестит.. А снег лежит и не тает - ощущение, что сильно прохладно там гулять под пронизывающим ветром..
07 июня 2022 в 11:39

Алсу Галиева
Жарко собачке в такой шубе летом бегать, вот и хочется иногда на снег прилечь, чтоб чутка охладиться! Замечательная охотничья и одновременно сторожевая собачка! Мечта!
07 июня 2022 в 17:16

Василий Краморов
Пользуется возможностями окружающей среды, с такой шерстью на солнце тяжело, конечно...
31 января 2024 в 03:48

Ульяна Третьякова
Хорошо там летом трава и кусты растут.. Есть где всяким грызунам жирок нагуливать. Чтоб потом медведям на корм пойти.. Красота.
09 июня 2022 в 12:00

Ни единого клочка земли без зелени! Всё кругом зелёное! Вот ведь плодородная почва!
06 октября 2022 в 21:43

Лариса Константинова
И влаги, обычно влаги вполне достаточно, чтоб не засохли травы, кусты и деревья. С Тихого океана неплохие же тучки приходят с дождями..
07 октября 2022 в 10:25

Анна Велховец
Прекрасно себя чувствует природа, какая пышная тут растительность!
21 апреля 2023 в 04:36

Василий Краморов
Вообще всё заросло, вот о чём мечтает каждый пастух для своего стада!
24 апреля 2023 в 04:09

Мариана Пыльнова
Очень злобно смотрит медведь.. Стоит, наверное, ещё сильнее пошуметь, а то приблизится, не дай бог.. А у него же там банда..
11 июня 2022 в 19:15

Алексей Максимов
Вот именно из-за таких зверей люди и должны постоянно с собой таскать огнестрельное оружие на Камчатке, а лучше ещё и пару хороших лаек иметь в команде.
12 июня 2022 в 15:52

Михаил Квакин
Даже жарким летом склоны высоких вулканов покрыты снегом.. Потому что очень высокие..
12 июня 2022 в 18:55

Григорий Александров
Туманно там, атмосфера во всех отношениях приятная. Мне вот туман нравится.
11 ноября 2022 в 16:48

Василий Краморов
Вопрос настроения. Но если выбирать между палящим солнцем и туманом с лёгкой прохладой, я выберу второе.
05 января 2023 в 23:19

Анна Велховец
В погоде приятно разнообразие, но как по мне, лишь бы дождей было поменьше...
01 октября 2023 в 04:53

Василий Краморов
Ишь как скрутило! Сложная жизнь у дерева.
10 января 2023 в 14:37

Анна Велховец
Просто оно очень гибкое! И умело демонстрирует это.
01 октября 2023 в 06:37

Мариана Пыльнова
Когда зелень в кадр не попадает, создаётся впечатление, что фото сделано зимой в горах.
13 февраля 2023 в 15:28

Анна Хлестова
Часто так вот на Камчатке вершины гор и вулканов скрываются облаками.. Красиво. Можно часами любоваться.
14 февраля 2023 в 17:29

Наталья Колесник
Горячие источники на Камчатке прекрасны! Необычные и очень полезные для здоровья!
15 февраля 2023 в 15:45

Мариана Пыльнова
На контрасте цветущий луг на фоне заросших зелёными кустарниками холмам и заснеженных гор смотрится великолепно. И над всем этим благолепием прекрасное голубое небо.. Красотища.
16 февраля 2023 в 10:30

Василий Краморов
Можно смело выбирать себе сезон прямо на месте.
31 января 2024 в 14:27

Ульяна Третьякова
Ух, какие эти медведи опасные.. Лучше их издалека шумом отпугивать, не давая приблизиться. А то кто знает что им втемяшится в башку..
16 февраля 2023 в 22:42

Дарья Хуснуллина
Интересно как ползут цветочные кусты по голой почве.. Очень оригинально смотрится..
16 февраля 2023 в 23:55

Марина Великовец
Горы такие полосатенькие, прямо как зебры.
10 июня 2023 в 19:08

Василий Краморов
Вот хорошо с чашкой горячего чая такое зрелище совместить!
06 августа 2023 в 20:43

Василий Краморов
Здесь лето подружилось с зимой.
26 января 2024 в 18:06

Василий Краморов
Как же приятно принести с собой домой такие вот фотографии! Это просто нереально красиво!
30 января 2024 в 22:41

Василий Краморов
И всем нам известно, как вкусно пахнут хвойные, вот можно посмотреть на эту фотографию и представить себе этот запах.
30 января 2024 в 23:29

Василий Краморов
Вон даже и облако какое-то необычное по небу полетело...
31 января 2024 в 00:09

Василий Краморов
Горы до самого горизонта, но здесь они сильно зеленее, чем там. Там вообще всё в снегах.