2/1 Дней/Ночей | 2 Участники |
День четвертый и заключительный начался пасмурно, но без дождя, несмотря на то что лило и громыхало добрую половину ночи (точнее, того времени что мы спали, поскольку ночи на севере в июле нет как факта). Нас ждал финальный рывок — необходимо было добраться до одного из самых известных мест Хибин — ущелья Аку-Аку, а потом попасть на поезд до Апатит.
За завтраком прошел очередной военный совет, пока по поводу ущелья, поскольку вариантов пути было два: напрямую через перевал, или большим крюком через лес. Лес привлекал гораздо меньше, но против перевала голосовала погода — у нас не было запаса времени, если б пришлось пережидать серьезную грозу. А время наше ограничивалось тем, что в районе 12 ночи мы должны были выйти к железнодорожной станции, правда, на тот момент еще не решили к какой именно, этот вопрос мы оставили на десерт.
Таким образом, мы собрались и вдоль реки пошли через лес.
Путь был очень долгий и достаточно нудный: часов пять-шесть почти не изменяющегося пейзажа. Шли мы довольно шумно, чтобы местным обитателям не было соблазна с нами пересекаться. Мария подвесила мешок с посудой на рюкзак и создавала металлический аккомпанемент, а я исполняла почти весь песенный репертуар, что был у меня в памяти. Дело дошло даже до детских песенок и «кричалок» времен пионерлагеря, которые каким-то чудом всплывали из глубин сознания.
То ли благодаря издаваемой нами какофонии, то ли банальному везению — никого мы не встретили. Но вот на тропе следы жизнедеятельности мишек и лосей нам попадались с не слишком приятной регулярностью.
Наконец, мы повернули от реки Гольцовка и пошли вдоль одного из ее притоков вверх. У поворота мы впервые за четыре дня похода поймали слабый сигнал мобильной связи, чем решили воспользоваться и позвонить в службу РЖД, чтобы уточнить расписание поездов со станций Имандра и Нефелиновые пески. Со второй мы знали точное расписание, с первой нет, а за время пути возникла идея выходить к Имандре… Что ж, от нас улетело много лучей «добра» в адрес «эффективного менеджмента» нашего любимого монополиста. Самое гениальное нововведение — голосовое распознавание станций, пока мне не дали оператора, я в полной мере почувствовала себя идиотом: «-Назовите станцию отправления -Имандра -Вы имеете в виду Иваново -Нет -Назовите станцию отправления…» и так почти до бесконечности, а потом еще и оператор сказала «сейчас переведу звонок» и повесила трубку. Просто классика =) Но мы так просто не сдаемся, перезвонили… К слову, цифровой команды выхода сразу на оператора (без вышеупомянутого цирка) не предусмотрено, зато, похоже есть голосовая команда срабатывающая на повышение голоса и фразу «дайте /*непереводимая игра слов на великом и могучем*/ поговорить с человеком» — дали, по-хорошему. В итоге мы выяснили, что с Имандры и Нефелиновых песков, примерно с разницей в полчаса, уходит по единственному ночному поезду (мы немного надеялись на утренний с первой). После чего, сориентировались по количеству оставшегося времени и решили все ж проходить ущелье насквозь и выходить к «пескам».
Впрочем, найти вход было не так просто, как казалось на первый взгляд. Мы уже фактически шли вдоль внешней стены, а никакой тропы наверх видно не было. Тогда-то нас и застал ливень. Мы снова развернули большой дождевик и сели пережидать. К счастью, дождь быстро закончился, а мы пришли к выводу, что нам надоело искать тропу, да и время уже немного поджимало, потому решили идти вверх напролом. По мокрой траве, через лес, кустарники, булыжники…
И, наконец, мы вышли к ущелью, опять не самым простым способом, но главное — результат. Быстренько спустились внутрь и потопали уже по нему.
Аку-Аку, как я уже говорила — самое известное ущелье Хибин. Названо оно в честь одноименной книги Тура Хейердала, посвященной острову Пасхи. Столь необычный выбор связан с отдаленной схожестью скал в этом ущелье с истуканами-моаи.
Ущелье условно поделено на три части, первая скалистая, вторая начинающийся лес с большим озером посередине, и третья — ручей из озера и лес вокруг него.
Довольно быстро мы вышли к озеру. С другого края нас поприветствовали туристы, стоявшие там с палаткой. Расценив, удачность местоположения, мы тоже решили устроить небольшой привал.
Пока я занималась кухней, Маша бродила вокруг с фотиком, и тут к нам вышел дикий зверь. Дикий зверь внимательно нас рассмотрел, а Мария чудом его успела сфотографировать, прежде чем он скрылся в камнях.
Озеро стало неожиданной преградой на пути — оно занимает все пространство между стенками ущелья. Немного осмотревшись, мы увидели тропу уходящую на узкую скальную полку в паре-тройке метров над уровнем воды. Поскольку выбора у нас уже не было — пришлось ползти, обнимаясь со скалой. В один момент посередине тропы оказался здоровый камень, переползать его пришлось уже отдельно от рюкзаков: сначала перекидывали их, потом себя.
После озера мы побеседовали с туристами, обсудили волнующий нас вопрос посадки на поезд, им тоже предстояло его решать, но не в тот день. Сошлись на том, что никто ничего не знает, и попрощались. И после, уже почуяв финишную прямую, шли почти не останавливаясь. Еще скорости нам прибавляли озверевшие в тот день комары, по-настоящему дорвавшиеся до свежей крови. Уже никакие спреи не помогали — комары давились, но ели.
Часам к 11 вечера мы наконец вышли к Нефелиновым пескам — это деревня в несколько домов, но людей мы не увидели. И железнодорожная станция с закрытым домиком с табличкой с названием. Всё. Ну еще жд-пути и рассмотренная нами табличка «остановка первого вагона». Подобия перрона не было, не было даже ровной площадки — просто обычная насыпь под уклоном от рельс.
До поезда было еще полтора часа, и ловить на «станции» было совершенно нечего, кроме всё тех же комаров. Так что мы пошли на берег озера Имандра. Не смотря на то, что в округе ничего и никого не было, там появился мобильный интернет, благодаря которому мы решили не становиться «зайцами», а все ж купить билеты на поезд.
Оставшееся время мы потратили на переупаковку вещей, приведение себя в чуть менее дикий вид, вечерний чай на костре в лучах незаходящего солнца, и ритуальное сожжение нашего «антимедведина».
А к 00:30 мы пошли «тормозить поезд». Выглядело это почти автостопом: мы заняли позицию и стали ждать. И тут случился небольшой казус — поезд начал приходить не на «логичный» путь, где мы ждали, а на второй. Пришлось сделать рывок и перескочить на другую сторону насыпи. Поезд остановился, остановка там занимает всего одну минуту. Мы стоим почти под поездом, смотрим на него, поезд тоже стоит, смотрит на нас и не подает признаков жизни. Тут нам стало немного неуютно)) Пришлось попрыгать и помахать руками, хотя было очевидно, что нас видел машинист. Видимо, по внутренней связи передали проводникам, и над нашими головами наконец открылась дверь. Молодая проводница, немного удивленно посмотрев на нас, задала вопрос «вы ко мне?», на что нам оставалось ответить «да не, мы просто так, мимо проходили, впрочем, у нас даже есть билеты». Она посмеялась и сказала: «ну, залезайте». Впрочем, сказать это было сильно проще чем сделать, никогда не думала, что до подножки поезда может быть трудно допрыгнуть, а тут еще рюкзак… В итоге, не без помощи проводницы мы, в прямом смысле слова, ввалились в тамбур. Потом пришлось еще пройти четыре вагона до наших официальных мест, продемонстрировать билеты на экране телефона, т.к. разумеется до поезда еще не дошла информация, и, наконец, официально почувствовать себя в цивилизации.
Меньше чем через час мы были на вокзале города Апатиты, взяли такси на котором и добрались до Кировска. Там мы переночевали, привели себя в окончательно цивилизованный вид, забрали свои сплавные вещи, сгоняли на полчаса в местный геологический музей, и к полудню уже сидели в поезде на Питер.
На этом наш почти двухнедельный отпуск за полярным кругом был закончен.
Вид из окна моей квартиры на горы Хибины :-) У нас уже два года запрещают в школах походы на природу и весной и осенью. А год назад в Апатиты прямо в город медведь зашел. Есть видео на Ютюб. Правда, неизвестно, кто больше испугался, медведь или горожане)).