Хибины. Часть 1. От Кировска и дальше.
Часть 2 из 4 серии: Лето на Севере.

Сплавом по реке Умба отпуск не закончился. После недельного плескания в воде и ленивого отдыха на стоянках, душа просила приключений. Впрочем, приключения были запланированы заранее. Распрощавшись с группой, мы с Марией остались вдвоем и двинули по направлению к горам.

Хибины горы старые, одни из древнейших, потому невысокие. Хибины как и любые другие горы имеют свой характер, с которым надо считаться и который надо уважать.

К этому четырехдневному походу мы готовились как никогда, он стал нашей совместной «пробой пера». Итого, на входе мы имели: официально зарегистрированную в МЧС группу в составе двух человек, свой дом типа палатка-двушка + спальники, практически недельный запас еды, походную кухню типа газовая горелка, некоторые вещи первой необходимости и море энтузиазма. В этот раз штурманом выступала Мария, она еще в Питере набросала маршрут, мне оставалось подтвердить отсутствие возражений, а дальше нам предстояло ориентироваться на месте.

Рано утром нас подкинули с Кандалакши, где мы ночевали и закупались продуктами, до Кировска. Там мы доукомплектовались средством от комаров и солнцезащитным кремом, временно избавились от сплавной одежды, после чего взяли такси до Ботанического сада, откуда и начали свой пеший маршрут.

Сначала мы шли по дороге, но пару раз наглотавшись пыли от проползающих в сторону камнедобывающих карьеров грузовиков, приняли решение сворачивать в лес. Леса мы пытались по возможности избегать, но такая возможность в итоге выпадала нам довольно редко :). Хибинские леса не обижены фауной: во-первых, всевозможными видами кровососущих насекомых (забегая вперед, первые пару дней стояла небывалая для северных широт жара, и они нам особо не докучали), во-вторых, с обитателями лесов покрупнее, с которыми встречаться хотелось еще меньше, прямопропорционально их размерам (с собой у нас была пара фальшфаеров, которые мы ласково называли «антимедведином» и держали поближе к себе).

Итак, где-то к полудню мы без приключений прошли сквозь лес, набрали метров 200 высоты и остановились на первый привал с целью пофоткать и порадоваться жизни, а поводы были: чудесная погода, свежий ветер, вокруг горы, шикарный вид на озеро Малый Вудъявр.

Хибины. Часть 1. От Кировска и дальше.

И большая каменюга :) Невозможно было пройти мимо и не поиграть в «Царя горы».

Дальше отдых закончился и начался подъем. Более того, со времени наших прошлогодних осенних похождений в Хибинах (налегке) я испытываю особую «нежность» к траверсу по местной сыпухе… Дзен мне пока там познать не удается — в голове крутятся отнюдь не литературные словоконструкции. В этот раз хотя бы было сухо, но полноценный походный рюкзак это легко компенсировал всей тяжестью своего веса.

Черепашьим темпом мы доползли до небольшого безымянного перевала и перевалились.

На самом деле, можно было до места, куда мы вышли, доехать на такси из Кировска, минуя сомнительное удовольствия траверса. Но, «нормальные герои всегда идут в обход», и мы, потеряв кучу времени и сил, оказались там, где оказались.

Хибины. Часть 1. От Кировска и дальше.

Дальше нам предстояло пройти перевал Ворткеуай. Под ним мы устроили перекус и отдохнули, после чего двинули вверх. Практически весь перевал состоит из крупных достаточно подвижных булыжников. Несмотря на это, подъем дался нам не слишком тяжело, видать открылось «второе дыхание», да и постоянная концентрация внимания на том чтобы не навернуться, сильно отвлекала от мыслей об усталости. Но вот доставать фотоаппарат было крайне несподручно, потому есть только вид снизу.

На этом перевале, как и на нескольких других, есть напоминание о том, что Хибины, несмотря на малые высоты, вполне суровые горы — мемориальная доска погибшей в полном составе в 80-е годы туристической группе. Кенотафы я практически никогда не фотографирую, полагаю, из этических соображений.

За перевалом сразу же открылся вид на долину реки Тульйок.

Летом, что меня в некотором роде удивило, в Хибинах действительно много цветов. Мне очень понравилась эта желтая полянка, но фото категорически отказывалось получаться — у ветра на перевале свое понимание искусства фотографии :)

Хибины. Часть 1. От Кировска и дальше.

Еще сверху мы приметили небольшое озерцо, которое нам захотелось посмотреть. Но тропа шла значительно правее, потому мы оставили рюкзаки между приметных камней и устроили себе небольшую прогулку налегке.

Забрали рюкзаки и продолжили спуск в долину, и, наконец, нашли достаточно уютное место для ночевки на берегу еще одного небольшого озера. Поскольку человеческий ресурс у нас ограничивался строго двумя парами рук, а позднее время, ранний подъем и накопившаяся усталость говорили, что уже совсем пора отдыхать, мы в рекордные сроки поставили лагерь.

Хоть мы и спустились в низину, ветер все равно не упустил возможности с нами тесно пообщаться. Как Маша в тот вечер одна поставила палатку, для меня до сих пор остается тайной. Я же в это время боролась вместе с горелкой и котелком против ветра за горячий ужин. В общем, с ветром мы разошлись по-дружески, правда он смеялся над нами всю ночь, играя среди деревьев и кустов. С утра выяснилось, что мы обе под эти звуки с мыслью «А вдруг медведь… Ну и ладно» благополучно и быстро уснули. Никто наш лагерь не посещал.

Утро началось лениво и поздно, круглосуточный световой день действовал на нашу дисциплину при пробуждении и сборах лагеря крайне отрицательно.

Неторопливо приготовили завтрак, сделали зарядку и даже искупались в озере. Озеро, к слову, ледникового происхождения и температуры соответствующей =)

Во второй день пути на повестке дня было дойти до озера Академического и принять волевое решение насчет дальнейшего маршрута. О втором пункте попозже, начали мы с выполнения первого.

Помня о трудностях предыдущего дня, мы пришли к выводу максимально держаться тропы. Но проще сказать, чем сделать — тропа то и дело исчезала среди камней, заставляя нас раз за разом решать, как мы с минимальными затратами сил и времени пройдем до следующей точки.

В какой-то момент, преградой на нашем пути встала река. Я, как запасливый хомяк, вытащила из недр рюкзака босоножки, уже спасавшие меня во время проходов через броды в горных реках Абхазии, и проклинаемые за свою тяжесть накануне.

Собственно, дальше было шоу, которое невозможно было запечатлеть для следующих поколений, в виду отсутствия у нас лишнего фотоаппарата и прилагающегося к нему человека: я первая пересекла реку, после чего, пристегнув босоножки к трекинговой палке, через наиболее узкое место реки передавала их Маше.

Таким образом, мы обе прошли брод и продолжили свой путь наверх. И снова на нашем пути был лес.

В лесу мы почти не останавливались, до тех пор пока не поднялись над его границами и не оказались на обнаженном склоне. Внизу, уже позади, простирались долина, а впереди нас ожидало продолжение подъема.

После леса идти стало легче морально — не приходилось замирать от каждого шороха, но труднее физически — мы снова перешли на траверсирование уже мелкой, на этот раз, сыпухи.

Я начерпала полные боты камней =)

В один прекрасный момент перед нами встал сложный выбор: спускаться и пересекать новую долину, выходя на грунтовую дорогу, либо, набрав небольшую высоту выходить по гребню. Тропа предательски от нас спряталась, оставив тет-а-тет с принятием решения. Тщательно все обдумав, абсолютным большинством голосов, мы решили попробовать второй вариант. И, как стало понятно чуть позднее, ошиблись.

Гребня как такового не было и в помине, а на пути оказался протяженный снежник.

Дальнейший расклад выглядел так: или вниз, назад и по дороге, либо напролом.

Маша, вспомнив и дополнив старый анекдот про кота: «ты же понимаешь, что чуть что, и до низу доедут одни уши… Да и обгорим мы сейчас…» пошла пробовать снег.

Про уши мы все прекрасно понимали, но девиз «слабоумие и отвага» толкал нас на поиски приключений, и мы пошли по снежнику.

Так мы его и пересекли, сэкономив кучу времени и словив лишнюю дозу адреналина. Причем, в итоге особенно неуютно стало в момент, когда мы обнаружили цепочку следов, по размерам как у довольно крупной собаки, пересекающих наш маршрут. Собакам там взяться неоткуда, а вот медвежонку или росомахе — легко.

К 6 часам вечера мы, наконец, за поворотом горного склона увидели озеро Академическое.

К сожалению, в это время суток оно оказалось в тени.

Мы устроили привал на берегу с полноценным горячим обедом, за которым нам предстояло принять главное решение за этот поход: остаться у озера, или идти дальше.

В пользу первого варианта говорили возможность увидеть самое знаменитое Хибинское озеро при солнечном свете и общая усталость, и желание уже разбить лагерь и никуда больше не ходить.

Но такой выбор лишал нас возможности достигнуть на этот раз ущелья Аку-Аку, из-за банальной нехватки времени.

Военный совет принял волевое решение — если мы не дойдем до ущелья, то должны как минимум попытаться. А для реализации этого дело было за малым — пройти в сей день еще один перевал. Что ж, «бешеной собаке сто верст не крюк», мы собрали нашу полевую кухню, попрощались с озером и поплелись дальше.

Часам к 10 вечера мы вышли к перевалу Южный Рисчорр. Прошли мимо развалин, о происхождение которых, к сожалению, мы ничего так и не узнали.

И часам к 11 ночи мы стояли на перевале, или лежали, кто как

За второй день пути мы не встретили ни одного зверя и ни одного человека. Только мы вдвоем и горы.

На спуске с перевала светило полярное солнце, но к полуночи оно спряталось за одну из гор. Хоть и не стемнело, но мы сразу почувствовали себя неуютно. Все же вдали от «цивилизации» на человека начинают влиять первобытные страхи и инстинкты. Отсутствие солнечного света организм воспринимает как угрозу, сразу начинает казаться, что вокруг таятся дикие звери и хочется поскорее найти убежище.

Мы думали дойти до базы спасателей в этот день, но решили, что лучше остановиться в первом подходящем месте. Спустя некоторое время, мы нашли стоянку на берегу реки. Наши предшественники даже оставили там дрова. Хоть мы и пользовались всю дорогу газовой горелкой, на этот раз решили развести огонь. Вопреки походному этикету, у нас не было возможности сделать заготовку для следующих групп — у нас банально не было ни топора, ни пилы, но все ж мы с огромным чувством благодарности насладились теплом настоящего костра и пошли спать.

Продолжение следует…

Хибины. Часть 2. Грозовой перевал.
Следующая часть:

Лето на Севере. (3 из 4)
Потрясающей пейзаж
20 августа 2016 в 17:49

Сказочный вид!
21 августа 2016 в 20:28

Валентин Смирнов
Я верю у вас все получится)))
20 августа 2016 в 17:50

Максим Лукьянов
Лично я бы не полез. Наверное, мне в принципе не суждено стать Царём Горы. Как говорится, не судьба! (с)
30 июня 2022 в 21:30

Царь у горы может быть только один! Ну или царевна. И она уже есть.
09 октября 2023 в 18:57

Валентина Новикова
Рискованно по скалам лазить без страховки.. Так можно и ногу подвернуть. Вон как правая соскользнула.
12 октября 2023 в 17:56

Григорий Александров
Самое коварное там - это мокрые мхи да лишайники, вот где ноги-то скользят. А с утра там вечно всё сырое, приходится внимательно смотреть, куда ногу ставишь.
14 октября 2023 в 21:12

Максим Лукьянов
Именно поэтому опытные скалолазы начинают восхождение когда солнышко повыше встанет и высушит мхи и лишайники на склонах гор..
27 октября 2023 в 03:58

Валентин Смирнов
Здорово побывать в таких местах )
20 августа 2016 в 17:50

Мария Васильева
Но не только лишь все способны преодолевать все тяготы и лишения путешествий! Это же так трудно и без хорошей подготовки выдержать долгий поход практически невозможно.
23 октября 2023 в 22:17

Григорий Александров
Дома нет таких видов, а в горах нет тёплой кроватки, тут либо одно, либо другое, к сожалению.
21 апреля 2024 в 19:46

Мариана Пыльнова
Классная фото)
20 августа 2016 в 17:53

Мариана Пыльнова
Обалденное путешествие!!! Ваши фото пододвигают поехать туда )))
20 августа 2016 в 17:53

Лена П
Мариана, При желании это не трудно)) И откровенно недорого, даже если брать гида.
21 августа 2016 в 12:16

Татьяна Новикова
А оказывается в горах тоже очень красивые цветы!А как они называются?
20 августа 2016 в 19:28

Лена П
Татьяна , А без понятия, в ботанике я разбираюсь крайне слабо)
21 августа 2016 в 12:19

Вася, О! Спасибо =)
22 августа 2016 в 18:04

Татьяна Новикова

Очень хорошее фото! А место вообще обалденное.
20 августа 2016 в 19:33

Татьяна , Спасибо
21 августа 2016 в 12:20

Я в восторге)
21 августа 2016 в 21:34

Тяжело туда подниматься?
21 августа 2016 в 20:29

Лена П
Федор, На этот перевал не особо - перепад сравнительно небольшой, и мы по склону вышли, так что скорее утомительно, чем сложно
22 августа 2016 в 18:09

Мария Сумлинова
Обалдеть просто, какой вид!
21 августа 2016 в 21:33

Безграничная красота
21 августа 2016 в 20:29

Алсу Галиева
Горизонт скрывается в дымке.. Слишком далеко же..
25 октября 2023 в 19:51

Мария Сумлинова
Всегда мечтала в такой красоте заночевать!
21 августа 2016 в 21:33

Мария, Все в Ваших руках
22 августа 2016 в 18:10

Лариса Константинова
Только надо погоду выбрать хорошую. Чтоб не намокать и не замерзать.. А лучше в доме на колёсах приехать и пожить там.
05 ноября 2022 в 21:04

Григорий Александров
Погоду сложно выбрать, когда палатку уже поставил, как говорится.
21 апреля 2024 в 20:17

Мария Бакина
отличный отчет! графоманские способности растут на глазах
22 августа 2016 в 14:21

Мария, Ну дык! Чукча - не читатель, чукча - писатель
22 августа 2016 в 18:14

Григорий Александров
А вот они, те самые камни, что обожают под ногами кататься! А в таких местах бывает неприятно оступиться, так и стопу можно повредить.
20 декабря 2022 в 15:33

Григорий Александров
Провожая облака мечтательным взором, она набиралась сил, чтобы забраться ещё выше.
14 октября 2023 в 21:13

Алсу Галиева
Сложный склон для восхождения. Мне кажется, не только лишь все по таким осыпающимся холмам могут гулять.
17 октября 2023 в 22:57

Дарья Хуснуллина
Да, недаром эту песню про героев, идущих в обход, из фильма "Айболит-66" все мы хорошо запомнили.. Она в кинокартине отлично прозвучала.
22 октября 2023 в 20:29

Алексей Максимов
А вот как интересно у них там горы образовались - с осыпями, по которым и не влезть вверх по склону.. Суровые места есть у нас в России..
12 ноября 2023 в 14:18

Григорий Александров
В походе каждый грамм в рюкзаке ощущается, но взять с собой дополнительную обувь - идея хорошая, даже несмотря на это.