Хибины. Часть 2. Грозовой перевал.
Часть 3 из 4 серии: Лето на Севере.

На третий день мы проснулись от жуткой жары. Температура воздуха даже вне палатки по ощущениям (термометра у нас собой не было) явно переваливала за +30 по Цельсию. А внутри была почти сауна, что, впрочем, не помешало нам опять спать до последнего. Пока мы завтракали и собирали лагерь, мимо нас прошло две организованные тур-группы, налегке, и по всей видимости, по направлению к озеру Академическому. Благодаря тому, что неподалеку находится база контрольно-спасательной службы, до которой к тому же есть возможность добраться на автомобиле (как не представляю, но припаркованные авто мы видели), и на которой можно остановиться в домиках, народу в этот день нам встретилось очень много, по сравнению со всеми остальными днями.

Итак, мы собрались и, изнывая от жары, потопали к направлению базы КСС.

Хибины. Часть 2. Грозовой перевал.

Идти снова пришлось через лес, но по широкой дороге.

В какой-то момент, мы наткнулись на табличку «Красивый Водопад». Что ж, нельзя же пройти мимо водопада, особенно если табличка утверждает, что он красивый.

Мы решили немного упростить себе жизнь, и в начале тропы запрятали рюкзаки, чтобы не продираться с ними по кустам.

Без кучи вещей за плечами, обещанные 400 метров мы преодолели почти мгновенно, и вышли к водопаду и начинающемуся из него ручью.

Хибины. Часть 2. Грозовой перевал.

Очень хотелось искупаться, но нас опередили другие туристы, потому мы не стали стоять в очереди у локальной достопримечательности, а немного пофотографировались и пошли назад к вещам.

Забрали рюкзаки и продолжили путь к базе. Которой достигли очень быстро.

При входе весьма примечательная вещь — таблички с названиями городов и организаций, представители которых посетили эту самую базу.

Хибины. Часть 2. Грозовой перевал.

Табличек очень много, так что некоторое время мы потратили на их изучение, а потом пошли общаться со спасателями.

Сам домик спасателей ярко-синего цвета, но больше всего меня впечатлила шикарная надпись, сделанная над входом. Когда мы подошли к домику, как раз вышли его хозяева, и поправили мое замечание про домик Винни-Пуха, тем, что надпись сия красовалась все ж над домиком Пятачка. Мы поприветствовали хозяев и поинтересовались прогнозом погоды на ближайшие пару дней. Нам пообещали «жара, но могут быть грозы». Еще мы спросили какой из двух возможных перевалов на нашем пути проще для прохода, и выклянчили карту.

Сразу за базой виднеется перевал Северный Чорргор. Мы рассматривали подступы к нему еще по пути к базе, но все ж уточнили у спасателей, и они подтвердили, что для прохода легче Южный.

Хибины. Часть 2. Грозовой перевал.

А теперь немного о карте. Мы очень хотели обзавестись бумажной еще в Кировске, но не сложилось: на вокзале мы про нее забыли, а в городе, там где мы спрашивали — карт не было, так что приходилось рассчитывать на два телефона и портативное зарядное устройство. Но вот отсутствие карты как-то нас беспокоило, самим фактом. Так что мы не постеснялись спросить у спасателей, нет ли у них лишней. Они пожурили нас за отсутствие, что Мария парировала тем, что электронные карты-то у нас есть, но вдруг мы утопим два мобильника. После чего один из спасателей тяжело вздохнул, и со словами, что сейчас что-нибудь придумает, скрылся в домике. Спустя пару минут он вынес нам черно-белый скан карты, который нас более чем устраивал.

Мы поблагодарили хозяев, напоследок сфоткались у табличек с трофеем и отправились к Южному Чорргору.

Первая сложность за этот день — очередная необходимость перейти вброд реку. В районе базы был мост, но как-то мы его проигнорировали, и, в итоге, уперлись в необходимость либо возвращаться, либо идти по воде. Поскольку мы ленивые туристы, пришлось идти напролом =)

Река, разумеется, была ледяная, но на этот раз и еще достаточно широкая, для того чтобы повторить прошлый трюк с передачей босоножек. Течение к тому ж достаточно быстрое и сносящее, а брод не такой уж и мелкий, так что пришлось выкручиваться имеющимися ресурсами. Итого, я трижды пересекла реку в босоножках, перетащив оба рюкзака, а Маше пришлось заняться перетаскиванием себя босяком (я от такого сомнительного удовольствия сразу отказалась, лучше уж было носильщиком поработать).

После реки мы вышли к озеру с теплой чистой водой. Там мы устроили небольшой перерыв на купание. Точнее, я просто попрохлаждалась на берегу, а Мария переплыла озеро разок.

К перевалу Южный Чорргор идти было неблизко, и снова по лесу. И тут погода начала резко портиться. В первый раз за тот день нас застала гроза. Мы продолжили двигаться по лесной дороге, постоянно прикидывая расстояние прохождения грозового фронта на слух. А визуально — он шел как раз пересекая наш путь к нужному перевалу. Поскольку других вариантов у нас пока не было, идти предстояло долго, мы понадеялись, что гроза пройдет мимо. Так что план на тот момент был: продолжать движение, и если погода не наладится — ждать просвет внизу перевала.

К тому моменту как мы прошли сквозь лес, как раз небо просветлело.

Наконец, мы вышли к озеру, расположенному под перевалом. Снова начало светить солнце, опять пришла жара, и мы допустили небольшой стратегический просчет, рассудив, что «война — войной, а обед по расписанию».

Так что на берегу озера мы развернули свою кухню.

Погода вроде наладилась, и мы не сильно торопились.

Наслаждались видами.

Даже появилась радуга. Закончив с обедом, мы, наконец, начали подъем.

Позади нас все еще светило солнце, но из-за близлежащих гор снова начали стягиваться тучи. Отступать было уже поздно, на середине подъема заморосил дождь, и опять послышались раскаты грома. Мы поднялись еще немного, дождь усилился, и мы решили его пережидать в «низинке», схоронились вместе с рюкзаками вдвоем под большим дожевиком. Просидели так около получаса, гроза продолжалась, но на приличном удалении, а ливень наконец закончился. Мы быстро собрались и пошли дальше, как раз чтобы успеть в просвет.

В верхней точке перевала мы стояли при почти чистом небе и сильном ветре, но поняв, что погода в этот день капризничала как умела, мы уже не стали задерживаться, а практически сразу пошли на спуск.

У подножья с другой стороны открывался вид на новое озеро, уже покрупнее предыдущего. А вдалеке виднелось еще одно — самое большое на Кольском, Имандра.

Спуск с Южного Чорргора, по нашему обоюдному мнению, оказался самой сложной частью маршрута. Погода на тот момент все еще была в благосклонном к нам настроении (небольшая морось в воздухе даже не считается), но весь путь вниз состоял из «живых» камней, даже, скорее, валунов. И сверху совершенно не просматривалась тропа.

Так что дело кончилось тем, что мы стали спускаться «как спускается»: потихоньку и на приличном друг от друга расстоянии по горизонтали, иначе шанс получить камнем по голове увеличивался в разы, а он и так был не слишком мал.

Когда мы, наконец, спустились и перевели дух, глядя на пройденный путь, мы пришли к единственному разумному выводу, что вся эта каменная груда держится от скатывания в воды озера на какой-то магии =)

Еще сверху мы заприметили каменные круги, и, после небольшой передышки, отправились к ним, с целью рассмотреть поближе. В итоге, круги оказались длинной спиралью, полагаю, выложенной нашими предшественниками. Так что, мы решили внести свой посильный вклад, и тоже добавили туда два камня.

Еще неподалеку был закреплен кусок плотной пленки, мы решили посмотреть, нет ли под ним записки, но там оказалось совершенно пусто.

Теперь нам оставалось только найти место для стоянки, и мы пошли на спуск вдоль реки Часнайок.

Поиск несколько затянулся — не было ни одной ровной площадки.

В одном месте мы нашли весьма неожиданную для такой глуши вещь — книгу. Судя по состоянию ее страниц, она уже немало времени провела под воздействием северной капризной погоды. Сначала мы думали забрать ее с собой, но в итоге решили, что хранить ее уже невозможно, а выкидывать книгу самим — рука не поднимется, потому оставили все как есть.

А чуть дальше, мы, наконец, нашли место условно подходящее для стоянки: палатку пришлось ставить под углом, а за водой спускаться по почти отвесному склону реки, но лучше ничего не предвиделось, да и начинал приближаться лес, в котором нам ночевать совсем не хотелось. Так что мы разбили лагерь и устроили пир… для местных комаров и гнуса, которые определенно ждали только нас. Ночью же мы несколько раз просыпались от раскатов грома, и дождя хлеставшего по палатке…

Продолжение следует…

Хибины. Часть 3 (заключительная). Ущелье Аку-Аку и охота за поездом.
Следующая часть:

Лето на Севере. (4 из 4)
Andrey Gromov
Хорошие места там, отличный рассказ.
28 августа 2016 в 18:46

Лена П
Andrey, Спасибо за высокую оценку, а места там и правда хорошие =)
28 августа 2016 в 22:11

Анна Хлестова
Вот это лес. Красота!
29 августа 2016 в 15:34

Максим Лукьянов
Но в жару ходить по лесу это же мученье.. Не только лишь все бы согласились с тяжёлыми рюкзаками по тайге гулять..
30 июня 2022 в 22:35

Ну ничего, по мере путешествия рюкзаки легчают, а к жаре постепенно привыкаешь...
06 октября 2022 в 21:43

Лариса Константинова
Да, рюкзаки легчеют, но силы-то тоже слабеют..
07 октября 2022 в 11:31

Марина Великовец
По мере опустошения запасов провизии и силы постепенно заканчиваются. Больше надо брать, больше!
16 марта 2023 в 15:35

Григорий Александров
Приятно по пути повстречать какой-то магазин, чтобы пополнить запасы, но посреди леса такого, как правило, не бывает.
06 апреля 2023 в 19:15

Анна Велховец
В таких местах магазин никто не откроет, что верно, то верно.
21 апреля 2023 в 04:39

Анна Хлестова
Миниатюрный водопад
29 августа 2016 в 15:35

Лена П
Анна, Смотря с чем сравнивать. В Хибинах этот, насколько я находила информацию - самый высокий
29 августа 2016 в 22:54

Алсу Галиева
Нормальный водопад, каскадом ниспадает.. Красиво же. С удовольствием им любоваться можно.. И фотографировать таёжную водопадную красоту..
07 июня 2022 в 17:22

Марина Великовец
А водопад и правда хорош! Не такой большой, конечно, но менее красивым он от этого не становится!
19 июля 2023 в 21:07

А он неплох, очень неплох! Не зря сходили!
24 июля 2023 в 21:56

Анна Велховец
Обожаю такие источники, и освежиться можно, и пофотографировать.
01 октября 2023 в 05:45

Красота, конечно, невероятная
29 августа 2016 в 15:37

Какое нежное фото
29 августа 2016 в 15:38

Мария Васильева
Очень красивые кадры, спасибо !
29 августа 2016 в 15:39

Лена П
Мария , Рада, что понравилось)
29 августа 2016 в 22:55

Невероятная там природа
30 августа 2016 в 11:29

Василий Краморов
Вот так придёшь, а у ходить уже не хочется. И ведь действительно, хорошо там, красиво.
18 июля 2022 в 12:24

Григорий Александров
Прогулка в таком лесу - величайшая радость, а тут ещё и горы, ну вообще красота!
21 апреля 2024 в 19:46

Прикольно придумали)))
30 августа 2016 в 11:30

Марина Великовец
Ой, а там их уже четыре, оказывается! Ну, столбиков.
И каждая табличка со своим значением. Вряд ли все они служат указателями.
19 июля 2023 в 21:10

Олеся Бурмистрова
Представляю как сложно там готовить)
30 августа 2016 в 11:31

Лена П
Олеся, Да вполне нормально, это не костер из сырых дров разводить))
31 августа 2016 в 20:37

Лена,
01 сентября 2016 в 21:50

Наталья Колесник
Вот, недалеко до водопада.. Всего четыреста метров и можно любоваться красотой.. Надо идти.
07 июня 2022 в 12:00

Михаил Квакин
Четыреста метров - это недалеко, надо обязательно сходить и посмотреть. Такой ли он красивый на самом деле..
07 октября 2022 в 09:59

Анна Велховец
Для путешественника это раз плюнуть, они к таким маршрутам привычные.
21 апреля 2023 в 04:40

Марина Великовец
Так и пишут, что красивый водопад. Определённо стоит туда сходить!
19 июля 2023 в 21:06

Заманчивое предложение! И любопытно же, что за водопад там такой, что даже табличку специальную сделали?
24 июля 2023 в 21:55

Василий Краморов
Сдаётся мне, это и есть его название!
26 января 2024 в 17:39

Да, рассматривать там можно долго, в поисках нужной надписи! Но зато всё указано.
21 июня 2023 в 13:18

Марина Великовец
Сколько ж там табличек! Скоро понадобится третий столбик!
19 июля 2023 в 21:08

Анна Велховец
А там их значительно больше! Как видно из следующего кадра.
01 октября 2023 в 06:37

Василий Краморов
Их все не охватить и взором, до того их там много!
26 января 2024 в 18:49

Марина Великовец
Очень знакомая надпись! Где же я её видела...
19 июля 2023 в 21:11

Анна Велховец
В замечательном мультфильме, который вообще забыть сложно. Такое не забывается.
01 октября 2023 в 06:39

Григорий Александров
Очень узнаваемая надпись всё-таки!
21 апреля 2024 в 20:39

Григорий Александров
Чистая вода, такую и в бутылку с собой набрать можно!